Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – тепловой двигатель, внутри которого химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу. Сегодня, в условиях жестких экологических стандартов, которых обязаны придерживаться производители ДВС, подавляющее большинство выпускаемых двигателей (моторов) для садовой и строительной техники – четырехтактные (4-х тактные). При этом наиболее популярная их разновидность – бензиновые ДВС или ДВС, работающие на бензине.

     Моторы, которые используются при производстве садовой и строительной техники, а также иной продукции малой механизации, принято называть двигателями общего назначения (ДОН). 

     К ним, в зависимости от того или иного вида техники, в которой они используются, предъявляется целый ряд дополнительных требований: например, двигатели (моторы) для мотокультиваторов (мотоблоков), снегоуборщиков (снегоочистителей) и газонокосилок должны быть легкими, компактными, но при этом достаточно мощными; двигатели (моторы) для генераторов (электростанций, миниэлектростанций) должны быть экономичными и малошумными, а для мотопомп (водяных насосов) –  еще и достаточно мощными.

По типу питания ДОН бывают 3-х видов:

            бензиновые;

            дизельные;

            электрические.

Наиболее популярные и распространенные, как уже говорилось ранее, бензиновые двигатели общего назначения.

В зависимости от объема выделяют ДОН:

 до 50 см3;

 от 50 до 440 см3;

 свыше 440 см3.

По мощности можно выделить ДОН:

 до 8 л.с.;

 от 8 до 13 л.с.;

 свыше 13 л.с.

В зависимости от конструкционных особенностей ДОН их принято относить в различные группы, которые и определяют их дальнейшее использование.

По типу расположения коленчатого вала, которое влияет на количество промежуточных механизмов, позволяющих производить отбор мощности с цапфы коленчатого вала (часть коленчатого вала, с которой происходит отбор мощности для периферических механизмов), двигатели общего назначения делятся на:

 двигатели с горизонтальным расположением вала;

 двигатели с вертикальным расположением вала.

Моторы для газонокосилок, например, имеют вертикальное расположение коленчатого вала, поскольку режущее лезвие (нож газонокосилки) крепится непосредственно к коленчатому валу без конструктивно сложных промежуточных механизмов, что существенно снижает габариты и массу изделий. Моторы с горизонтальным расположением коленчатого вала получили широкое применение в производстве строительной техники, например виброплит или резчиков швов.
 

По типу вала принято разделять двигатели на:

 двигатели с цилиндрическим валом;

 двигатели с коническим валом.

       В основном такие двигатели  используют для триммеров (мотокос, сенокосилок, травокосилок), бензопил (бензиновых пил), садовых опрыскивателей (распылителей), кусторезов, бензоножниц, воздуходувок, т.е. там, где необходима устойчивая работа мотора при любом его положении.

      Отдельную категорию ДОН образуют двигатели с редуктором, которые используются в качестве моторов для картинга (карта / картов), багги, снегоходов, вездеходов, а также для мотобуксировщиков. Широкое применение двигатели общего назначения с редуктором получили и в производстве мотокультиваторов (мотоблоков).

      Двигатели общего назначения подразделяются на два типа: бензиновые двигатели и дизельные двигатели. О том — какой выбрать из них ведутся многолетние споры. С одной стороны: бензиновые двигатели менее шумные, с другой — дизельные двигатели общего назначения имеют более высокий коэффициент полезного действия.

Двигатели общего назначения по конструкции — почти те же самые ДВС (двигатели внутреннего сгорания), используемые в автомобилях, только гораздо менее мощные и служат в основном для выработки электроэнергии.

       Применение двигателей обоих типов довольно широко. Их можно увидеть в частном строительстве, на приусадебных участках — в качестве источника электроэнергии для электроинструментов и мототехники, в торговых точках, не подключённых к общегородской сети, обеспечения какого-либо мероприятия на открытой местности, где проводов вообще нет, а также для некоторых видов бытовых приборов.

        Модификаций двигателей очень много, спрос на них имеется и будет всегда. Необязательно вникать в такие технические тонкости: «крутящий момент», «ход поршня» и «степень сжатия». Достаточно выбрать устраивающий по цене двигатель, исходя из двух характеристик: расход топлива и максимальная выходная мощность.

        При покупке стоит больше обратить внимание на работы, в которых двигатель будет применяться, а также их периодичность и интенсивность. Чаще всего для ваших работ вполне может подойти мотор китайского или российского производства. Данные двигатели прекрасно работают в бытовых условиях. Если же двигатель необходим для производственных целей или будет эксплуатироваться в тяжелых условиях, то лучше выбирать моторы американского и японского производства, так как они изготавливаются из более качественных деталей и проходят жесткий контроль качества на производстве.